Брутальные американские военные автомобили HMMWV, более известные как «Хаммер», стали «законодателями моды» в классе легкой армейской колесной техники.

На самом деле, несмотря на ряд своих недостатков, этот внедорожник все же имеет и сильные стороны, но его высокая цена отпугивала потенциальных клиентов. Поэтому, когда иорданская армия разместила в ОАЭ подряд на разработку нового бронеавтомобиля, этот заказ был делегирован на Арзамасский автозавод, уже имевший хорошие наработки по созданию бронетранспортеров.

Опытные образцы автомобиля Тигр, разработанные дочерним предприятием ГАЗ – ЗАО «ПКТ», были готовы уже в 2001 году, но заказчик в лице Bin Jabr Group Ltd заявил, что автомобиль имеет слишком высокий расход топлива и цену. Контракт на производство «Тигров» для иорданской армии был расторгнут, а заказчик выкупил только техническую документацию и три опытных образца.

Вскоре Bin Jabr Group Ltd создала совместное предприятие и на основе технической документации от ЗАО «ПКТ» разработала модернизированный вариант «Тигра» с более мощным мотором, импортной трансмиссией и несколько измененной геометрией кузова. Этот бронеавтомобиль под названием Nimr успешно выпускается для стран Ближнего Востока в нескольких модификациях.

При разработке бронеавтомобиля «Тигр» конструкторы из ЗАО «ПКТ» взяли за основу вышеупомянутый HMMWV, но часть элементов разработана полностью с нуля, а часть взята из конструкции бронетранспортера БТР-80 и автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-3937 «Водник».

Кузов и платформа

Газ Тигр имеет прочное рамное шасси лонжеронного типа, на котором устанавливается модульный кузов и большая часть агрегатов: двигатель, трансмиссия и раздатка и другие.

Компоновка классическая капотная – в передней части находится моторный отсек, за ним расположена кабина, а за ней десантное отделение, отделенное броневой переборкой.

Машина Тигр

В военной комплектации бронезащита кузова интегрирована в каркас – вместо обшивки броневыми панелями, как на большинстве бронеавтомобилей, борта и крыша кузова изготавливаются непосредственно из катаной гомогенной стали толщиной от 5 до 7 мм в зависимости от модификации. Такая защита выдерживает выстрел обычным (не бронебойным) боеприпасом с близкого расстояния из любого ручного стрелкового оружия калибром 7.62 мм.

Но в современных реалиях такая защита спасет разве что от банды грабителей банков. Гражданская война в Сирии, затяжные конфликты в Ливии, Ираке и Афганистане показали, что патроны с усиленным сердечником у бойцов – не редкость, да и у каждого снайпера есть специальные бронебойные пули, прошивающие насквозь такую защиту.

Кстати, бронируется только кузов пассажирского и десантного отделения – капот изготовлен из обычной стали и хватит пары выстрелов, чтобы вывести бронеавтомобиль из строя. К тому же, у этого бронеавтомобиля полностью отсутствует противоминная защита (защита от подрыва), которая является стандартом для современной военной техники такого класса, поэтому даже небольшой фугас гарантированно уничтожит и машину, и десант в ней.

Газ Тигр

В гражданской версии кузов изготавливается из обычной стали, поэтому гражданский Тигр намного легче своего военного собрата – «всего» 3.5 тонны, в то время как у бронеавтомобиля она составляет от 5.3 до 7.6 тонны.

Газ Тигр гражданский

Интерьер

Рассматривать оснащение военной версии нет смысла – любой армейский автомобиль имеет простой и утилитарный салон, что вполне логично, ведь военная техника должна быть в первую очередь функциональной.

Но в гражданской версии разработчики уделили оснащению салона больше внимания. Вместо простых каркасных сидений устанавливаются удобные кресла с кожаной обивкой. На передней панели, кроме стандартных приборов, размещается дисплей мультимедийной системы, все элементы зашиты качественным пластиком. Также имеется электропакет, регулировка сидений, парктроник и кондиционер.

Газ Тигр: салон гражданской версии
Люксовая версия салона в гражданском варианте

Но несмотря на приличные размеры, ГАЗ-2330 Тигр страдает той же болезнью, что и знаменитый «Хаммер» — по центру салона идет громадный туннель трансмиссии, поэтому сзади с комфортом может разместиться только 2 человека, тогда как даже почти все трехдверные внедорожники рассчитаны на пять человек, не говоря уже о современных люксовых моделях с семиместным салоном.

Двигатели и трансмиссия

В качестве силовых агрегатов используется несколько вариантов турбодизельных моторов: отечественные ЯМЗ-534 объемом 6.7 л и мощностью 205 л.с., а также 5.9-литровые Cummins B-180 и B-215 мощностью 180 и 215 л.с. соответственно.

Отечественный двигатель производится на Ярославском заводе, а моторы Cummins поставляются из КНР, где производятся по лицензии. Несмотря на приличный объем и высокий крутящий момент около 700 Нм, все эти моторы слишком слабые даже для гражданской версии весом в 3500 кг, не говоря уже о более тяжелой военной версии. Те же арабы, изначально заказавшие «Тигр», в своем варианте Nimr устанавливают турбированный дизель MTU 6R 106 мощностью 325 л.с.

Расход топлива у Тигра впечатляет. В гражданской версии, благодаря снижению полной массы почти в два раза, удалось довести расход до 20-25 л/100 км в городе и до 15 л на трассе. Но у военных образцов этот показатель составляет 35-40 л/100 км – непозволительно много для колесной техники.

Ходовая часть

Машина Тигр имеет привод на все колеса. В военной версии используется 5-ступенчатая механическая трансмиссия, для гражданского варианта еще предлагается возможность установки 4-диапазонного автомата. Также имеется раздаточная коробка с блокировкой межосевого дифференциала, а оба моста оснащаются самоблокирующими межколесными дифференциалами.

Внедорожник Тигр

Торсионная подвеска во многом идентична подвеске бронетранспортера БТР-80. Она оснащается гидравлическими амортизаторами со стабилизаторами поперечной устойчивости и легко переносит любые нагрузки. Колеса типоразмера 335/80 R20 изготавливаются из прочной резины и имеют усиленный корд, а благодаря системе автоматической подкачки могут приспосабливаться для преодоления различных преград. Кстати, в гражданской версии эта система также используется.

Достоинства и недостатки «Тигра»

Многие эксперты сравнивают автомобиль Тигр с его конкурентом – американским HMMWV. Действительно, по многим показателям, если почти не по всем, Тигр превосходит американский аналог – проходимость выше, мощность двигателя больше, вместо тонкой брони, с трудом выдерживающей пулю из обычного АК на расстоянии в 100 м – полноценная гомогенная броня толщиной от 5 до 7 мм.

Военный автомобиль Тигр

Но именно тот факт, что при проектировании Тигра заказчики из Bin Jabr Group Ltd ориентировались на американский HMMWV, и является главной проблемой. Популярный и распиаренный Хаммер разработан в 1985 году, причем на протяжении всего своего производства он доводился до ума. В итоге уже в середине 2000-х годов армейское командование не раз направляло в Пентагон запросы на разработку нового бронеавтомобиля для армии и КМП, так как во время локальных конфликтов боевые и небоевые потери Хаммеров были больше, чем всей остальной техники вместе взятой.

Главная проблема – это  отсутствие рациональной формы днища, устойчивой к взрывной волне. Эта же «болезнь» перешла и к Тигру. В это же время на вооружение американской армии уже принят новый бронеавтомобиль L-ATV, а также закуплены южноафриканские RG-31 Mk 6E и RG-33.

Конструкция ходовой части имеет неплохой задел, но слишком высокая масса машины при мощности двигателя всего в 200 л.с. существенно ограничивает проходимость. То, что гражданская версия Тигра рекламируется в качестве «полноценного внедорожника для охоты и серьезного бездорожья», является неприкрытым пиаром – для бездорожья лучше подойдет внедорожник Нива Рысь или вездеход Хищник, которые намного легче, проще, экономичнее и дешевле.

Модификации автомобиля «Тигр»

Всего на Арзамасском заводе разработали больше десятка вариантов «Тигра» как в военных, так и в гражданской модификациях. Но на деле в серийное производство пошли лишь несколько из них и то мелкими партиями:

  • ГАЗ-233034 «Тигр» (СПМ-1). Версия для МВД с бронированием по 3 классу защиты. Предназначается для перевозки 7 человек десанта, не имеет креплений для тяжелого оружия класса автоматического гранатомета или пулемета.
  • ГАЗ-233036 «Тигр» (СПМ-2). Улучшенная версия для МВД с усиленной до 5 класса бронезащитой.
  • АМН 233114 «Тигр-М» — армейская версия «Тигра». Усиленная бронезащита 5 класса с частичным бронированием капота, крепления в верхнем люке для установки оружия, увеличенный десантный отсек, улучшенная тормозная система, дизель ЯМЗ-534.
  • ГАЗ-233014 СТС «Тигр» — улучшенная версия «Тигр-М». Имеет облегченную конструкцию с бронезащитой 3 класса, количество десанта уменьшено до 4 человек, устанавливаются дизели Cummins, улучшенные кронштейны для крепления пулемета или автоматического гранатомета. Снижение массы до 5.3 т. позволило существенно повысить проходимость.

Стоимость

Цена внедорожника Тигр в гражданской версии составляет от $90 000 и выше, в зависимости от комплектации и оснащения. Люксовые версии и оригинальной отделкой салона и эксклюзивным оснащением стоят от $150 000 и выше.

Что касается стоимости военного образца, то сообщается, что она начинается с $60 000 и до $100 000.