Компактный городской электромобиль BMW i3 – дань баварского автопроизводителя новой государственной программе, принятой в 2011 году немецким правительством.

Согласно нее, до 2020 года планируется довести количество автомобилей с электрической силовой установкой в стране до 1 миллиона. В рамках этой программы в 2011 году на автосалоне во Франкфурте впервые была представлена модель нового электромобиля, который является первым автомобилем баварского концерна, не создающим никаких вредных выхлопов в атмосферу и разработанным с широким применением полимерных материалов, в частности углепластиковых панелей CFRP.

Окончательная модель БМВ i3 была представлена осенью 2013 года, а уже весной 2014 начались продажи в салонах официальных дилеров в США, а летом того же года – во всем мире. За достаточно короткий срок автомобиль завоевал большую популярность, особенно в Европе и входит в десятку самых покупаемых электромашин.

Только в США в 2015 году было продано более 4400 автомобилей этой модели, а в Европе, в частности Норвегии, Великобритании и Нидерландах, этот показатель намного больше. Что же скрывает в себе первый серийный электромобиль BMW?

BMW i3: гость из будущего

Внешний облик автомобиля органично объединяет в себе футуристический дизайн и классические узнаваемые формы баварского концерна. Прежде всего, это не только самый маленький автомобиль мюнхенской компании, но также самый компактный представитель в своем классе – его длина составляет всего 3950 мм, а ширина 1775 мм, при этом нельзя сказать, что такие габариты негативно сказались на внутреннем объеме автомобиля.

Его формы сразу же бросаются в глаза и выделяют БМВ i3 из потока машин. Если у японцев электрокары больше какие-то игрушечные, то баварец выглядит вполне серьезно и скорее похож на робота-трансформера в автомобильном состоянии. Плавные и при этом четкие линии кузова, массивные колесные ниши, оригинальная линия остекления и короткая, но массивная передняя часть с уверенностью заявляют о мужском характере авто.

Электромобиль БМВ i3

Пусть фирменные «ноздри» на радиаторной решетке значительно уже, чем у других моделей BMW, а «глаза ангела» в передних фарах не такие выразительные – все равно облик электромобиля узнаваемый и даже без традиционной эмблемы на капоте с сине-бело-голубым пропеллером. С первого взгляда ясно, что это – BMW, а этот автомобильный производитель всегда ассоциируется только с серьезными автомобилями.

BMW i3: вид сбоку

Одна из основных и необычных особенностей электрокара – это отсутствие центральной стойки, в результате чего двери сделаны распашные – таким образом, удалось существенно сократить размеры задних дверей, сохранив полноценное посадочное место. Задним пассажирам не нужно втискиваться в крохотную дверцу, как например на новом кроссовере-купе Toyota C-HR – благодаря распашной конструкции они могут разместиться сзади без проблем.

BMW i3: вид сзади

Кстати, кузов практически полностью изготовлен из карбоновых панелей, причем пластиковые не только обшивка кузова, но и силовой каркас. Рама изготавливается из легкого алюминиевого сплава, благодаря чему масса составляет всего 1225 кг вместе с батареями. Пластиковая скорлупка – как бы не так! Кто-кто, а немцы серьезно подходят к вопросам безопасности, поэтому силовой каркас и конструкция дверей разработаны таким образом, что способны принять на себя значительную механическую нагрузку без деформации. Это значит, что при боковом ударе, силовой набор примет на себя ударную волну и амортизирует ее, а не пропустит внутрь в салон.

Это подтверждается тестами EuroNCAP – БМВ i3 получил 4 звезды с результатом в 86% — достаточно высокая оценка для автомобиля, кузов которого целиком сделан из пластика.

За рулем космолета

Впечатление от чего-то футуристического и необычного еще больше усиливается, когда садишься в этого малыша. В салоне строгие и прямые линии передней панели великолепно сочетаются с округлыми поверхностями дверных ручек и передних стоек. Для панелей салона широко применяются возобновляемые материалы – переработанный пластик и целлюлоза, а для отделки – текстиль или натуральная неокрашенную кожа.

Салон BMW i3

На торпедо устанавливаются два отдельных монитора бортовой системы. Один расположен сразу за рулевым колесом, и на него выводится текущая информация о скорости движения, индикаторе заряда батареи и пройденном километраже. На монитор, расположенный на центральной консоли, можно вызвать различную информацию: текущее местоположение по системе GPS-навигации, выбрать треки для прослушивания, получить данные о состоянии различных систем и так далее.

Сиденья в БМВ i3

Кстати о пространстве. Как говорилось выше, пространства в автомобиле внутри достаточно – пусть задним пассажирам может быть немного тесно, но благодаря отсутствию центрального туннеля удалось сэкономить прилично места. Больше того – в этом малыше объем багажника составляет 260 литров, что вполне прилично для его скромных габаритов.

Сила электричества

BMW i3 не гибрид, а полноценный электромобиль. Это значит, что передвигается он исключительно за счет электромотора, питаемого от батарей.

Мощность электродвигателя, расположенного на задней оси автомобиля, составляет 170 л.с. – достаточно много. Крутящий момент мотора достигает 250 Нм – также очень высокая величина. Особенно, если учесть конструктивные особенности электротяги, позволяющей сразу же получить максимальную величину момента, а не раскручивать двигатель до 4000 об/мин. Поэтому до 100 км/ч этого малыша можно разогнать за 8 секунд, а максимальная скорость составляет 150 км/ч.

Двигатель BMW i3

Понятно, что до BMW M5, заслуженного считающегося самым быстрым серийным седаном, ему далеко, но не нужно забывать, что БМВ i3 – типично городской автомобиль, с ездой в режиме «разгон-торможение», так что тут электромотор покажет себя даже лучше.

Для питания двигателя используется массивный блок литий-ионных батарей – он состоит из восьми отдельных модулей, по двенадцать ячеек в каждом модуле. Так как этот блок является одним из самых массивных элементов электромобиля, его устанавливают в расположенные в раме ниши, что обеспечивает низкий центр тяжести и необходимую устойчивость. Емкость батареи составляет 94А*ч, что, по обещаниям производителя, обеспечивает до 300 км пробега.

Конструкция BMW i3

На самом деле, в реальных условиях эта величина намного меньше – около 170-190 км, но заявленного пробега можно добиться, благодаря режиму EcoPro+. В этом режиме электрокар движется не только с ограничением скорости, но и с максимальной экономией энергии – без кондиционера, обдува, музыки, света и так далее.

Для того, чтобы чувствовать себя более уверенно, можно заказать установку системы Range Extender. Она включает в себя мотоциклетный 2-цилиндровый двигатель мощностью 38 л.с. и объемом 0.65 л, а также бак на 9 литров.

А как же заявления о том, что i3 – чистый электромобиль, скажете Вы? На самом деле все не так, как кажется – бензиновый двигатель работает в полностью автономном режиме и передает момент не на ведущие колеса, а на вал генератора, вырабатывая дополнительную энергию. Запуск двигателя производится при разряде батареи до 30% — таким образом, он подзаряжает ее во время поездки, увеличивая пробег еще на 140-160 км.

БМВ i3

Цена БМВ i3

Стоимость электрокара на сегодняшний момент в салонах официальных дилеров составляет примерно 4.35 млн. рублей. Предлагается он в одной, базовой комплектации, но за дополнительную оплату можно заказать кожаный салон и систему Range Extender. Кому-то покажется слишком высокой такая цена – японцы стоят дешевле, но если сравнивать любой седан BMW, то он на порядок дороже большинства аналогичных моделей азиатских производителей.