Интерес к внедорожнику Lamborghini LM002 связан с недавней премьерой гибридного кроссовера Lamborghini Urus, с которым компания войдет в сегмент премиальных SUV.

В свое время этот автомобиль был незаслуженно (или заслуженно) забыт и причин этому было несколько. На самом же деле, при более удачном стечении обстоятельств джип LM002 вполне мог бы заменить знаменитый Хаммер и претендовал бы на звание самого брутального внедорожника. Но увы – именно HMMWV стал «иконой» стиля для всех поклонников милитари-стиля, а внедорожник Lamborghini, выпущенный небольшой партией, сейчас можно встретить только у самых ревностных поклонников.

История создания джипа

Это сегодня Lamborghini – процветающий бренд с оборотом около 500 миллионов евро в год. Но были времена, когда компания лишь чудом удержалась на плаву, отчаянно сражаясь за собственное выживание. Нефтяной кризис 1973 года, парализовавший мировой автопром, не мог не сказаться на Lamborghini – в странах Европы, США и Японии были введены жесточайшие топливные квоты, а суперкары никак не подпадали под категорию «экономичных» автомобилей. Поэтому даже несмотря на успех суперкара Lamborghini Countach, экономическое положение компании оказалось настолько шатким, что в 1974 году она была продана.

В 1977 году американское Министерство обороны объявило конкурс на новый автомобиль для армии США. Перспективы были очень заманчивые – мало того, что победитель автоматически получал тендер на $60 млн. (очень большие деньги на то время, баррель нефти после подорожания стоил $12), победа обозначала вступление в «клуб» поставщиков Пентагона и сулила большие прибыли в будущем, так как военная машина США поглощала бюджет с огромной скоростью. Неудивительно, что на участие в проекте были выделены все резервные средства, включая недавно полученный от итальянского правительства кредит, не позволившей Lamborghini стать банкротом.

В результате на испытания компания представила прототип Lamborghini Cheetah – полноприводный внедорожник массой почти 2 тонны и крайне спорной конструкции. Разработка внедорожника происходила при участии специалистов из Chrysler, поэтому он получил мощный крайслеровский мотор V8 объемом 5.9 л мощностью 183 л.с. и 4-ступенчатую автоматическую трансмиссию. Но конструкция была, как сказано выше, очень спорной.

Lamborghini Cheetah
Прототип Lamborghini Cheetah

Во-первых, автомобиль проектировался под влиянием прошлого опыта производства спорткаров и недостатка этого опыта при проектировании военных транспортных средств. Поэтому вместо традиционной лестничной рамы была использована сложная пространственная, а в качестве материала для обшивки кузова – углепластиковые панели.

Во-вторых, для защиты автомобиля его двигатель и трансмиссию разместили сзади – по мнению инженеров, такая компоновка увеличивала выживаемость и сводила к нулю возможность получения критических повреждений в лобовой проекции. Но в результате вся нагрузка приходилась на заднюю ось, автомобиль получился очень неустойчивым и на первом же испытании разбился вдребезги.

Попытки довести внедорожник не принесли желаемого результата – комиссия даже отказалась допускать Lamborghini LM001 на испытания, несмотря на все усилия лоббистов из Chrysler.

Но арабские шейхи, получавшие баснословные прибыли от торговли нефтью, заинтересовались внедорожником. Поэтому он прошел очередную модернизацию и под названием Lamborghini LM002 был запущен в производство по цене в $60 000, как один из самых первых премиальных внедорожников, намного опередивших свое время.

Экстерьер

Джип Ламборджини выпускался в двух вариантах исполнения кузова: пикап и пятидверный кузов. По сути, пятидверная версия представляла собой тот же пикап со слегка измененной задней частью, закрытой жесткой металлической крышей.

Lamborghini LM 002: вид сбоку

Очень во многом внедорожник позаимствовал черты от своего предшественника, разработанного для военных целей. Прямые угловатые формы кузовных панелей, передний силовой обвес, необычная форма задней части, позволяющая при необходимости перевезти там несколько человек – все это именно оттуда.

Lamborghini LM 002: вид сзади

Но ряд элементов все же заимствованы из другой «весовой» категории. Это относится к кузовным панелям – они изготовлены из композитных материалов, что позволило снизить массу автомобиля до 2700 кг – для примера, масса современного F-150 Raptor, имеющего примерно такие же габариты, приближается к 3000 кг. И это при том, что в конструкции F-150 широко используются облегченные сплавы, в том числе и в раме, в то время как пространственная рама LM002 изготовлена полностью из стали.

Радиаторная решетка слегка сдвинута вовнутрь кузова и защищена мощной металлической трубой. На капоте имеется выдающийся воздухозаборник, что предназначен для улучшения циркуляции воздуха в тесном подкапотном пространстве. Благодаря высокому клиренсу в 295 мм, просматривается усиленная защита днища, способная защитить его от столкновения с препятствием.

Интерьер

Внутри салон поражает взгляд богатством отделки – сразу понятно, что спартанская внешность Ламборджини ЛМ002 обманчива.

Салон Lamborghini LM 002

В салоне всего четыре места – значительную часть пространства занимает туннель трансмиссии. В отделке используются натуральная кожа и ценные породы дерева.

Хотя сам дизайн для современного человека покажется слишком архаичным, не стоит забывать, что автомобиль выпущен в 1986 году и для своего времени он был просто роскошным – как сейчас салон Бентли Бентайга. Здесь даже был кондиционер и дорогая стерео-система.

Технические характеристики Lamborghini LM002

В отличие от прототипа, провалившегося на испытаниях, конструкторы учли недостатки и установили двигатель в передней части. Под капотом установлен настоящий монстр – модернизированный двигатель от суперкара Lamborghini Countach. Объем этого карбюраторного 12-цилиндрового V-образного мотора был увеличен до 5.2 л, что привело к увеличению мощности до 444 л.с. и почти до 600 Нм крутящего момента.

Двигатель Lamborghini LM 002

Это еще не все – некоторые модели LM002 оснащались двигателем V12 под названием L804, имевшим объем 7200 см3 и способным развивать мощность свыше 550 л.с. В обеих версиях использовалась пятиступенчатая механическая трансмиссия с двухступенчатой раздаточной коробкой, предназначенной для увеличения проходимости этого полноприводного внедорожника.

Но даже со «стандартным» мотором динамика этого внедорожника просто потрясающая – почти трехтонная машина разгоняется до 100 км/ч за 7.8 с – это очень высокий показатель для того времени, правда максимальная скорость далека от скорости серийных суперкаров – «всего» 188 км/ч.

Так как у внедорожника был очень большой расход топлива – до 30 литров, то топливный бак имел емкость в 290 л. Этого хватало почти на 1000 км – незаменимое достоинство в условиях пустыни.

Итог

Всего за семь лет производства было выпущено чуть более 300 автомобилей, из которых только 160 было изготовлено в гражданской версии. Еще 120 было произведено в военной модификации. 100 внедорожников закупил Муаммар Каддафи для ливийской армии, а еще 40 – министерство обороны Саудовской Аравии для своей пограничной службы.

Видео