Появление отечественного бронированного автомобиля для перевозки VIP-персон, получившего название Т-98 Комбат, было принято «на ура» патриотами и поклонниками российского ВПК. Как только его не называли – «лучше, чем Hummer», не «имеющий аналогов» и т. д.
Так ли это на самом деле, и что представляет из себя эта неоднозначная машина?
История создания автомобиля
Своим появлением Комбат Т-98 обязан американскому боевому опыту в локальных конфликтах. Контрактники из различных ЧВК, работающие в Афганистане и Ираке, не раз сталкивались с проблемой обеспечения безопасности при перевозке вип-персон.
Т. к. военную технику частникам иметь запрещено, да и стоит она очень дорого, в качестве альтернативы использовались бронированные версии обычных внедорожников, в основном Ford F-350, International XT или Chevrolet Suburban.
Последний вариант был очень популярным. На кузов навешивался комплект брони, в кабину устанавливалась бронекапсула, усиливалась подвеска и элементы крепления, и получался годный броневик для действия в городских условиях. Минусом была проходимость – и без того имеющий массу 3 тонны, он становился тяжелее чуть ли не в два раза, что негативно сказывалось на ходовых качествах. Но в условиях, в которых его использовали, это было не критично.
Комбат разработан как раз для отечественных реалий. Частное КБ Дмитрия Парфенова еще в 1998 году представило свою разработку на выставке, а в 2004 началась мелкосерийная сборка.
Несмотря на то что Т-98 проектировался именно под военные нужды, в армии он не получил признания – сказалась высокая цена и отсутствие прямой необходимости. Но благодаря своей брутальности, броневик пользуется успехом в коммерческом секторе, плюс партию в 16 единиц закупило МВД Сербии.
Обзор конструкции
В качестве платформы используется база американского тяжелого полноразмерного пикапа Chevrolet Avalanche второго поколения.
Но во многих изданиях Т-98 относят не к полноценным внедорожникам, а к седанам с увеличенным клиренсом.
Причина в отсутствии у него рамы лонжеронного типа. Вместо нее несущую функцию выполняет цельнометаллический кузов, целиком изготовленный из бронированной стали. Именно это и является единственным отличием Комбата от классических джипов и ставит его в ряд с кроссоверами – если бы не феноменальная проходимость даже на тяжелых грунтах, которая паркетникам никогда не снилась.
Новая модель выпускается в кузове седан, универсал и лимузин.
В первом случае салон рассчитан на 5 мест, во втором на 5, 9 или 12. Но размер колесной базы (кроме лимузина) в 3500 мм не меняется: автомобиль имеет длину 5350, а высота и ширина составляют 2100 мм. Дорожный просвет – 315 мм.
Кузов
Главная особенность Т-98 Комбат в кузове, изготавливающемся из высоколегированной стали, как на всех армейских бронеавтомобилях. Таким образом, достигается снижение массы и повышение жесткости корпуса.
Мощная передняя часть разработана так, чтобы одновременно выполнять две функции. Массивная закрытая радиаторная решетка, многогранные крылья и сложная форма капота повышают защищенность моторного отсека и устойчивость к пробитию. В нижней части устанавливается выдающийся усиленный бампер таранного типа, предназначенный для экстренных ситуаций.
Боковые кузовные панели повышают пулестойкость. Внизу они усилены дополнительным бронированием, а вверху установлены под рациональным углом в 20 градусов.
В варианте седана за пассажирским отсеком, представляющим собой отдельную бронекапсулу, устанавливается багажное отделение. В универсале капсула увеличенных размеров и полностью защищает пассажиров.
Днище V-образной формы повышает выживаемость экипажа при подрыве на фугасах различного типа, в том числе и направленного действия. Даже в базе оно защищает от взрывного устройства с тротиловым эквивалентом в 200 г.
Всего предлагается три типа бронирования согласно ГОСТ Р 50744-95:
- Pro. Соответствует классу Бр3, обеспечивает надежную защиту от поражения дробью и любыми пистолетными патронами, в т. ч. и со стальными пулями, на дистанции до 5 м.
- Hi Pro. Класс Бр4, защита от обстрела из автоматических винтовок, в т. ч. и с бронебойным сердечником, а также от снайперских калибром 7.62 с обычным сердечником до 10 м.
- Hi Pro S. Максимальный пакет. Уменьшенная площадь остекления с толщиной до 100 мм, наиболее уязвимые места (моторное отделение и бронекапсула) закрыты дополнительными металлокерамическими блоками. Такое бронирование позволяет защитить от поражения обычными боеприпасами калибра 12.7 мм на дистанции до 10 м и специальными бронебойными 12.7 мм на расстоянии до 100 м. Помимо этого, обеспечивается защита от подрыва на мине мощностью 2 кг в тротиловом эквиваленте.
Масса внедорожника зависит от бронирования. В базовой версии седана она составляет 3950 кг, а в максимальной Hi Pro S в кузове универсал показатель достигает 4550 т. Допустимая грузоподъемность – от 550 до 1100 кг.
Салон
Броневик предлагается в двух вариантах исполнения интерьера. В базовой комплектации «Патрульный автомобиль» в отделке используется качественный пластик и искусственная кожа. В версии VIP салон из натурального дерева, кожи и полированным металла.
Водительское место оборудовано на манер кокпита самолета. Центральная консоль с расположенным там монитором мультимедийной системы и GPS и многочисленными тумблерами развернута в водительскую сторону. На панель выведены максимум приборов для обеспечения информативности.
В автомобиле имеется двухзонный климат-контроль, мультируль, подушки безопасности, электрорегулировка передних кресел с подогревом, адаптивный «круиз» и ряд иных опций. Кстати, электропривод стекол есть лишь на водительской двери – на других они вообще не опускаются, а каждая дверца весит около 200 кг.
Технические характеристики
Т-98 Комбат оснащается несколькими вариантами двигателей V8 производства General Motors:
- бензиновый атмосферник GM – Vortec объемом 8.1 л, развивающий мощность в 400 л. с. и крутящий момент в 627 Нм;
- 6,6-литровый турбодизель Duramax на 320 л. с. и 789 Нм.
Также возможна установка других моторов семейства GM: атмосферных и турбированных объемом от 6 до 6.2 л и мощностью от 400 до 550 л. с.
Все двигатели агрегатируются с 6-ступенчатой автоматической полноприводной трансмиссией Allison с самоблокирующимся дифференциалом заднего моста. Для преодоления бездорожья имеется двухступенчатая раздатка с электронным управлением.
Комбат является одним из самых быстрых бронированных авто. Его максимальная скорость составляет от 150 до 180 км/ч, в зависимости от двигателя, а разгон до сотни равен 10 с. (версия с бронированием типа Pro).
Д*Ш*В* | 5350х2100х2100 мм |
Колесная база | 3500 мм |
Клиренс | 315 мм |
Снаряженная масса | От 3950 до 4550 кг |
Полная масса | До 5650 кг |
Привод | Полный |
Двигатель | V8, объемом от 6.0 до 8.1 л |
Трансмиссия | 6АКПП Allison |
Макс. скорость | До 180 км/ч |
Разгон до 100 | От 10 с. |
Тормозная система | Дисковые вентилируемые тормоза спереди и сзади, диаметром 325 мм с 4-канальной ABS |
Колеса | BF Goodrich 315/70 R1 |
Цена
Стоимость напрямую зависит от опций, нужных заказчику. В патрульной версии каждый экземпляр обошелся сербскому МВД в 300 000 евро.
Сейчас данный внедорожник можно купить у официального производителя по цене около 12 млн рублей.