17 ноября 2017 года Илон Маск, основатель и глава компании Tesla Inc., на специальной выставке в Детройте наконец-то представил один из своих наиболее одиозных проектов – долгожданный магистральный грузовик на электрической тяге Tesla Semi, разработка которого продолжалась несколько лет.

Естественно, что презентация первого в мире полностью электрического тяжелого грузового автомобиля вызвала фурор. А для пущего эффекта вместе с этой новинкой Маск представил еще одну – электрический спорткар Тесла Родстер, который вполне заслуженно претендует на роль самого быстрого электромобиля в мире.

Презентация Tesla

Идея использования электродвигателей для грузовиков далеко не нова. Так, карьерные самосвалы CAT, БелАЗ и Komatsu, уже давно используют гибридную дизель-электрическую силовую установку. В 2016 году китайский автопроизводитель BYD представил линейку концептов малотоннажных и среднетоннажных грузовиков с электроприводом, адаптированных в качестве платформ для нужд муниципальных служб Пекина.

В сентябре 2016 года о разработке среднетоннажного грузового электромобиля Urban eTruck объявили в компании Mercedes, а через месяц свой концепт тяжелого грузового электромобиля Z Truck продемонстрировала Iveco.

Но все эти модели пока являются лишь проектами, а вот детище Илона Маска – вполне рабочая модель, полностью готовая к серийному производству, которое начнется в 2019 году. Все дело в том, что на сегодняшний день все мощности компании направлены на производство электромобиля Tesla Model 3, который вполне возможно станет самым массовым электромобилем в мире. Что касается производства грузовика Тесла Семи, то для него планируется построить полностью отдельное производство.

Экстерьер

Футуристический дизайн Tesla Semi завораживает с первого взгляда и вряд ли оставит кого-то равнодушным. Все дело в том, что инженеры Tesla для увеличения скорости и запаса хода своего детища пошли по довольно неожиданному, как для этого типа транспорта, пути – по пути снижения коэффициента аэродинамического сопротивления. Обычно у магистральных грузовиков этот показатель очень высокий – до 0.7 — 0.75, а установка верхнего спойлера способна снизить его ненамного, буквально на 0.05-0.07.

Tesla Semi

Поэтому инженеры Tesla приложили немало усилий, чтобы снизить этот показатель, причем на приличную величину. В результате многочисленных расчетов и испытаний в аэродинамической трубе коэффициент аэродинамического сопротивления грузовика составляет всего 0.36 — показатель, близкий к показателю споркаров.

Грузовик имеет уникальную клинообразную кабину уменьшенного размера, рассчитанную всего на одного водителя. Передняя часть капота образует единую линию с панорамным лобовым остеклением и плавно переходит в покатую крышу, снижающую аэродинамическое сопротивление. Как для грузовика, Tesla Semi Truck имеет очень маленький дорожный просвет, который еще больше скрадывается массивным нижним бампером с радиаторной решеткой.

Tesla Semi: вид сбоку

Во всем облике электромобиля нет ни одной острой или выступающей детали – максимально плавные обводы. Лишь широкие колесные арки с расположенными на них фарами головной светодиодной оптики подчеркивают силуэт автомобиля.

Тесла Семи

Кстати, накладки на пороги представляют собой аэродинамический обвес – он продолжается на задние колеса и полностью скрывает их.

Интерьер

Внутри кабина электромобиля больше напоминает кабину звездолета. Водительское кресло, установленное посередине, смотрится как-то непривычно и сиротливо в таком огромном пространстве. Сзади установлено еще одно складывающееся кресло, очевидно для инструктора или пассажира. Правда, оно не такое удобное и комфортабельное, как кресло водителя.

Интерьер Tesla Semi

Из традиционных элементов управления – только руль, причем обычный автомобиль, а не огромное колесо, как на классических грузовиках, и две педали: газ и тормоз. Приборная панель отсутствует вообще – нет даже привычных зеркал заднего вида.

Салон Tesla Semi

Вместо них – два 19-дюймовых сенсорных монитора, расположенных по обе стороны от руля. На расположенный слева монитор выводится информация по текущим показателям автомобиля, управление разными опциями и системами. А на правый – данные навигации и управление мультимедийной системой. На Tesla Semi имеется шесть камер – они призваны обеспечить водителю полный обзор на 360 градусов. Данные с них выводятся на мониторы, заменяя водителю привычные зеркала.

Кабина Tesla Semi

Естественно, что в бортовую систему электромобиля входит множество сверхсовременных функций и систем. Помимо уже традиционного адаптивного круиз-контроля, системы контроля рядности и аварийного торможения, а также фирменного автопилота, Semi оснащен уникальным режимом, который может использоваться при движении нескольких грузовиков в колонне.

Во время этого режима бортовые системы всех грузовиков в колонне синхронизируются и привязываются к системе того электромобиля, что идет головным. В этом случае он управляется водителем вручную, а все остальные переходят на автономное управление, выдерживая строгий скоростной режим и расстояние между собой.

Такой режим позволит существенно снизить нагрузку на водителя на длинных перегонах. Спального места, впрочем, конструкция кабины не предусматривает.

Учитывая статистику дорожных происшествий, когда аварии возникали из-за попадания птиц на лобовое стекло, в электромобиле устанавливаются специально усиленные стеклопанели, имеющие очень высокую прочность.

Силовая установка

Естественно, что самым интересным у Тесла Семи является его уникальная силовая установка. Она представляет собой четыре электродвигателя, размещенных попарно на каждой из задних ведущих осей. Суммарная мощность силовой установки составляет около 1000 л.с.

Благодаря этому, а также возможности практически сразу получить максимальный крутящий момент, электромобиль без прицепа способен выстрелить до 100 км/ч примерно за 5 секунд – не каждый легковой автомобиль обладает таким высоким показателем разгона. Понятно, что с полностью загруженным полуприцепом общей массой до 36 тонн разгон от 0 до 100 км/ч будет происходить медленнее – за 20 секунд, но это тоже очень высокий показатель.

Грузовик Tesla Semi

Что касается максимальной скорости, то насчет нее никаких точных данных пока нет. Впрочем, этот показатель не является критичным, так как в практически все тяжелые грузовики имеют ограничение скорости максимум до 80-90 км/ч.

Единственное, в чем Tesla Semi уступает традиционным грузовикам – это в автономности. Магистральный тягач способен на одной заправке проходить до 1000-1500 км и заправляться на любой заправке.

У электромобиля этот показатель намного ниже. В базовой комплектации электро-грузовик Semi способен пройти 480 км без подзарядки с полной загрузкой. Улучшенная версия имеет увеличенный запас хода – до 800 км, поэтому сможет конкурировать со среднемагистральными тягачами. Такая автономность достигается благодаря усовершенствованной системе рекуперации, позволяющей возвращать в батарею часть энергии, высвобождаемой при торможении.

Единственной проблемой является зарядка – зарядных станций немало в городах, но на трассе их не так и много, плюс рассчитаны они пока исключительно на легковые электромобили. Для грузовика разработан специальный интерфейс Megacharger – он позволит набрать батареям до 80% заряда всего за 30 минут, но пока такие интерфейсы еще на стадии внедрения и их нет ни на одной зарядной станции.

Перспективы и цена Tesla Semi

Впрочем, у первого в мире электрического грузовика вполне грандиозные перспективы. Во-первых, цена электрофуры зависит от емкости батареи:

  • Базовая комплектация — $150 000;
  • Версия с батареей увеличенной емкости – $180 000.

Это вполне сопоставимо с ценой дизельного среднемагистрального грузовика. Но, как подчеркнул Илон Маск, его детище имеет более низкую себестоимость 1 мили – $1.26 против $1.51 у грузовиков с дизельным мотором. Что касается ресурса, то в Tesla заявляют, что батареи и электромоторы можно без проблем эксплуатировать на протяжении срока, достаточного для пробега почти в полтора миллиона километров (1 миллион миль).

Поэтому неудивительно, что на новинку уже есть предзаказы – компании Wal-Mart и JB Hunt уже разместили заявки на пару десятков грузовиков, оплатив задаток в $20 000 за каждый из них. При этом подразумевается, что инфраструктуру для обслуживания и зарядки грузовиков компании будут строить сами, так как они планируют использовать их для городских перевозок.