В 2009 году дочернее предприятие АвтоВАЗ – компания ПСА «Бронто» представила внедорожник Lada 4х4 21214-0000070-20, более известный под именем Нива Рысь.

Он представляет собой доработанную версию ВАЗ-21214, предназначенную для серьезного бездорожья. В отличие от большинства моделей «Бронто», существовавших в единичных экземплярах, Рысь выпускалась мелкими партиями по 200-300 штук в год вплоть до 2013 года.

На сегодняшний день компания ПСА «Бронто» был поглощена другим дочерним предприятием АвтоВАЗ – «ВИС-Авто», но выпуск внедорожника продолжился. Поклонники бездорожья и ниваводы до сих пор уверены, что «Нива-Рысь» является одной из лучших доработок отечественного внедорожника.

Нива Рысь – покоритель бездорожья

Существует четыре варианта внедорожника от Бронто. Рысь-1 и Рысь-2 сделаны на базе моделей ВАЗ-21214 и ВАЗ-21310 и выпускаются мелкими сериями. Рысь-3 и Рысь-4 также разработаны на базе ВАЗ-21310, но их количество составляет всего несколько штук, поэтому рассматривать их как серийный автомобиль, не имеет смысла.

Нива Рысь от Бронто

Все доработки и изменения в модернизированной модели касаются ходовой части. Инженеры решили максимально улучшить единственную сильную сторону серийной «Нивы» — ее отличную проходимость, не уступающую многим более дорогим аналогам иностранного производства. Но им удалось главное – несмотря на все «внедорожные» доработки, Рысь вполне может использоваться на дорогах общего пользования, а не только на бездорожье.

Нива Рысь: вид сзади

Прежде всего, ВАЗ-21214 оснастили проставками – это позволило поднять кузов на 40 мм, сделав дорожные свесы еще короче. Клиренс увеличился до 240 мм. Амортизаторы и пружины, используемые в штатной подвеске, заменены на узлы от Нива-Шевроле – они имеют гораздо больший ресурс и способны выдерживать более высокие нагрузки.

В колесные арки, ставшие больше из-за лифтованного кузова, установили специальные расширители, защищающие их от абразивного воздействия грязи и песка. Стоковая резина 205/70/R15 уступила место внедорожным шинам Cordiant Off Road 235/75R15. Такая резина шире, поэтому колея увеличилась до 1478 мм.

Нива Рысь: вид сбоку

Штатный бензиновый мотор объемом 1690 см3 остался без изменений – несмотря на небольшую мощность в 83 л.с. и тягу в 129 Нм, он показывает отличные результаты на бездорожье. К тому же, установка нового силового агрегата потребовала бы серьезной переделки всего подкапотного пространства, ведь возникла бы необходимость в другой впускной и выпускной системе, замене электрооборудования и так далее.

Нива Бронто Рысь

А вот в конструкцию трансмиссии все же внесены изменения. Прежде всего, установлены самоблокирующие межколесные дифференциалы VAL-Racing с коэффициентом блокировки 50% и преднатягом 4.5 кг и повышено значение главной пары до 4.1 (против 3.9) . В доработанной версии трансмиссия лучше ведет себя на бездорожье, не ухудшая управляемость на обычной дороге.

Дополнительно автомобиль получил улучшенную шумоизоляцию салона, а на крыше устанавливается навесной багажник и блок из четырех прожекторов Hella. Сам багажник рассчитан на перевозку 200 кг груза, но это запредельные цифры – багажник крепится к водоотливным желобам, а их конструкция не выдерживает нагрузку более, чем 50-60 кг.

Недостатки

Повышение внедорожных качеств Нива Рысь совершенно не отменяет всех тех недостатков, которыми «болеет» базовая модель ВАЗ-21214.

Главное – это спартанский, если не сказать убогий, салон. Понятно, что это не Бентли Бентайга – Нива утилитарный внедорожник, но, кроме удобных кресел водителя и переднего пассажира, понятие «комфорт» здесь отсутствует напрочь. Допотопная приборная панель, очень неудобное расположение рычага коробки передач, отвратительное качество пластика и некачественные крепления пластиковых панелей, прикрученных обычными саморезами даже без заглушек.

Салон Нива Рысь

Еще один серьезный недостаток – это двухточечное крепление раздатки, из-за чего возникает повышенная шумность и вибрация. Червячный редуктор рулевого управления – это вообще архаизм, от которого не спасает даже гидроусилитель руля.

Итог и цена

Если бы в АвтоВАЗ чуть больше внимания уделили именно комфорту и качеству сборки, автомобиль реально пользовался бы огромным спросом не только в России, но и за рубежом.

Стоимость Нива Рысь начинается от 644 400 рублей (около 10 600 долларов)  – для Европы это небольшие деньги, причем ни для кого не секрет, что и так немцы, австрийцы и французы охотно покупают ВАЗ-21214 для рыбалки и охоты, а также для экстремальных поездок по горам и лесам. К сожалению, в АвтоВАЗ не всегда прислушиваются к здравому смыслу и голосу разума…

Видео

Обзор нового автомобиля прямо из салона.