Сейчас рамные внедорожники, которые еще пару десятков лет назад были настоящими королями бездорожья, постепенно уступают место более современным моделям джипов и кроссоверов с несущим кузовом или интегрированной рамой.

Во главу угла ставится комфортабельность и экономичность, а проходимость и надежность уходит на второе место. Тем не менее, свой сегмент у рамных внедорожников есть – они популярны в Северной и Южной Америке, в России, странах Ближнего и Среднего Востока, а также Африке. Одним словом там, где слова «дорожное покрытие» — понятие достаточно относительное и для того, чтобы добраться из пункта «А» в пункт «Б», нужно брать или «рамник», или бронетранспортер.

Рассмотрим наиболее известные внедорожники на раме, которые выпускались и выпускаются сейчас.

Toyota Hilux

Рамные внедорожники Toyota Hilux

Один из самых известных авто в списке рамных внедорожников, выпускаемый в кузове пикап, впервые увидел свет еще в далеком 1968 году. Изначально Toyota Hilux не был ориентирован на проходимость – слишком слабый мотор, малая колесная база и монопривод не позволяли пикапу штурмовать серьезное бездорожье. Это же относится и к Хонда Пилот 2016 года, о которой мы писали в предыдущей статье.

Но все изменилось с появлением третьего поколения Toyota Hilux Regular Cab в 1978 году. На этой модели впервые был установлен полный привод, а также более мощные и приемистые моторы – бензиновые на 1.8 и 2.4 литра, а также дизель 2.2 литра.

Toyota Hilux Regular Cab

Внедорожник активно продавался по всему миру и его по достоинству оценили в странах третьего мира.

Достаточно сказать, что ливийско-чадская война 1986-87 годов получила название «Война Тойот» — как раз за то, что чадские войска активно использовали пикапы Toyota Hilux.

Мощная рама позволяла устанавливать в кузов крупнокалиберный пулемет или ракетную установку, а неприхотливый мотор и неубиваемая подвеска обеспечивали отрядам армии Чада потрясающую мобильность в пустыне. Как уверены военные эксперты, именно использование этих рамных внедорожников позволило Чаду отразить нападение ливийской армии, вооруженной гораздо лучше. После этого во многих африканских и ближневосточных странах полевые командиры широко применяли этот автомобиль в качестве патрульных средств, легкой огневой поддержки или для перевозки грузов.

Начиная с пятого поколения Toyota Hilux становится все более комфортабельной и все менее утилитарной. Появляется множество дополнительных опций, несколько вариантов кабин и тому подобное – но рамная конструкция остается неизменной.

Современное, восьмое поколение Тойоты Хайлюкс было запущено в серию в мае 2015 года. Новая усиленная рама повышенной жесткости обеспечивает шасси необходимую монолитность, что позволяет преодолевать любое бездорожье.

Hilux 2015

В качестве силовых агрегатов на Toyota Hilux устанавливаются два варианта мощных и приемистых дизелей D-4 объемом 2.5 и 3.0 литра, на 144 и 171 л.с. соответственно, 5-ступенчатой механикой или таким же автоматом. Момент у обоих моторов одинаков – 343 Нм. Все это вкупе с клиренсом в 232 мм в самой низкой части шасси делает этот пикап королем на любом бездорожье.

Toyota Land Cruiser

Toyota Land Cruiser 100Toyota Land Cruiser по праву считается одним из самых популярных рамных внедорожников в мире. Хотя в настоящее время он уверенно занимает премиум-сегмент, одним из представителей которого является Тойота Прадо 2016 года, достаточно долгий срок это была «рабочая лошадка», разработанная специально для эксплуатации в тяжелых условиях и спокойно конкурировавшая с лидирующими на этом рынке американскими внедорожниками.

Успех к Toyota Land Cruiser, вполне оправдавшему свое прозвище «Наземный крейсер», пришел с появлением 60-ой серии.

Toyota Land Cruiser 60

Именно здесь впервые было опробовано сочетание простой независимой рессорной подвески, мощного дизельного мотора и рамы лестничного типа, которая принесла этой модели успех и впоследствии использовалась на других сериях.

Апофеозом модели Land Cruiser стала 100-ая серия, которая стала выпускаться с 1998 года.

land-cruiser-100

Несмотря на то, что он относится к премиум-сегменту внедорожников, его поведение на бездорожье безукоризненно. В раму стали устанавливаться ударопоглощающие элементы, а в 105-серии – модернизированном варианте «сотки», до сих пор используется зависимая передняя подвеска. Также для LC 100 разработана новая линейка силовых агрегатов, которая включает в себя бензиновые и дизельные моторы, прекрасно проявляющие себя на низких и средних оборотах.

Nissan Patrol

Nissan Patrol Y61

Появившись в 1958 году, как продолжение лицензионной копии американского Willys Jeep, Patrol 4W65 и его следующие версии предлагались исключительно для нужд армии. Но с конца 1960-х годов эти рамные внедорожники попали на гражданский рынок, где их по достоинству оценили жители сельской местности – мощная рама позволяла перевозить в кузове груз до тонны, а надежная и неприхотливая подвеска делала внедорожник практически неубиваемым на любой местности.

Выпускаемая с 1960 года модель Nissan Patrol 160 была серьезно модернизирована и конструкторам удалось совместить в автомобиле несовместимое – надежность, проходимость, комфортабельность и сравнительно невысокую цену.

Nissan Patrol 160

Автомобиль стал настолько удачным, что в странах Среднего Востока, к примеру, в Иране, до сих пор считается одним из наиболее востребованных внедорожников.

Усиленная рама с рессорной подвеской и неразрезными мостами, простые и неприхотливые дизели и двухступенчатая раздатка позволяли автомобилю преодолевать любые препятствия на бездорожье. Не стоит забывать и про откровенно простую и при этом надежную конструкцию ходовой части, крайне редко выходившую из строя.

До 2010 года в семействе Nissan Patrol появилось еще две версии рамных внедорожников: Y60 и Y61.

Nissan Patrol Y60

Они были модернизированы в плане улучшение комфортабельности – подвеска стала более мягкой, так как место рессор стали устанавливаться мощные пружины и рычаги, просторный салон лучшего качества и так далее. Также стали устанавливаться более мощные силовые агрегаты: дизели от 2.8 до 4.2 литра (112-200 л.с.) и бензиновые V-образные 4.5 и 4.8 литра. Особенно популярными были 4.2-литровые атмосферные дизели TD42, на большинство которых устанавливался простой рядный ТНВД – эти моторы легко «отхаживали» по 200-400 тысяч км без капитального ремонта даже в очень суровых условиях.

А вот флагманская версия Nissan Patrol Y62 – модель достаточно спорная. Сразу после появления этой версии стало ясно, что коммерческим успехом она пользуется исключительно в нефтяных монархиях Персидского Залива (как и Гелик Брабус), где предпочитают только два варианта автомобилей – либо элитные спорткары, либо громадные внедорожники премиум-сегмента.

Сохранив свою проходимость (рама, клиренс, раздатка и мощнейший мотор 5.6 литра с моментом в 560 Нм и 400 л.с.), внедорожник приобрел слишком много дополнительных опций, направленных на комфорт. В результате, его цена составляет порядка 4 млн рублей даже не в топовой комплектации – естественно, что покупать такой автомобиль для езды по бездорожью, как минимум, глупо.

Dodge Ram 1500

Заводя разговор о рамных внедорожниках, нельзя забывать об американском рынке, где подобные покорители бездорожья пользуются вполне заслуженным спросом. Причин несколько – начиная от потребности в фактически легких и проходимых грузовиках для различных нужд и оканчивая наличием серьезного бездорожья в тех же Колорадо, Монтане, Неваде и Аляске.

К тому же, расход в 15-20 литров на сотню для джипов из Америки норма – про все эти ваши «Евро» и экономичность они как будто и не слышали.

Поэтому в США очень популярны такие монстры, как Dodge Ram 1500 – настоящий грузовой пикап, способный легко перевозить полтонны груза.

Dodge Ram 1500

Мощная рама со смешанной (торсионы + рессоры) или пружинной подвеской, полным приводом и объемным двигателем стала визитной карточкой этой модели пикапов. Первое поколение было запущено в 1981 году, а в 2012 году компания Dodge представила четвертое поколение этих рамных внедорожников.

Ram 1500

Новый Dodge Ram 1500 отличается улучшенной аэродинамикой кузова, усиленной рамой и очень широким спектром моторов, в котором самый «слабый» — это бензиновая V-образная «шестерка» объемом 3.7 л и мощностью 218 л.с. Но тем, кому этого мало, могут заказать версию с бензиновыми моторами объемом 4.7, 5.7, 8.0 и 8.3 литра, а также двумя мощными турбодизелями 5.9 и 6.7 л.

Land Rover Defender

Заканчивая обзор лучших рамных внедорожников, нельзя забывать об одном из наиболее титулованных представителей этого типа – знаменитом Land Rover Defender, безусловном победителе практически всех известных трофи-рейдов.

Land Rover Defender

Примечательно, что долгие годы за время производства – а первый Defender был выпущен в 1948 году, спартанская внешность автомобиля и убогий салон совершенно не влияли на популярность этого внедорожника.

Вообще, как шутят поклонники этой модели, облик Дефендера настолько же консервативен, как и сама Британия, которая до сих пор остается конституционной монархией.

По сути, этот рамный внедорожник представляет собой жгучую смесь достоинств и недостатков. Лестничная рама вкупе с подвеской с длинным ходом, удачная геометрия кузова с короткими свесами, приемистый низкооборотистый дизель, полный привод с двухступенчатой раздаткой и блокируемым межосевым дифференциалом – все это обеспечивает автомобилю феноменальную проходимость на круто пересеченной местности.

Достаточно сказать, что в 1997 году на этом автомобиле несколько энтузиастов сумели заехать на Эльбрус – это документально подтвержденный факт.

Land Rover Defender на Эльбрусе

Но с другой стороны, комфорт в Land Rover Defender – понятие крайне относительное даже в самых последних моделях, в отличие от компактного кроссовера Рендж Ровер Эвок, о котором мы писали в отдельной статье. Разработчики так и оставили его спартанским и простым – даже регулировка боковых зеркал осуществляется вручную, не говоря уже об откровенно неудобных сиденьях заднего ряда и других минусах. Но рамные внедорожники «Дефендер» — это живая легенда, сидя в которой, можно свысока смотреть на любой, даже самый дорогой внедорожник…

Видео

На десерт посмотрите видео о том, как настоящие внедорожники преодолевают суровое бездорожье. Кроссоверам и не снилось.